Выпуск 225
Выпуск 225 полностью.
ОТЕЦ И ДЕТИ
Героя этой истории зовут Дмитрий. Наше знакомство с ним и его женой было давним, но заочным. Узнав, что журналисты «Радио России» прилетели в Приморье, супруги пригласили нас в гости. Конечно, мы сразу согласились.
У Дмитрия и Галины сейчас пятеро детей, из них кровных – только двое. Но это не все. Во время школьных каникул в семье, как правило, живут и другие детдомовские ребятишки – один, два, а то и сразу трое.
Мы пили чай, разглядывали семейный альбом, пытаясь понять, зачем это Дмитрию? И какова вообще роль главы семейства в таком подвижничестве?
И. Зотова: Как вы стали приемным папой?
Дмитрий: Благодаря моей супруге, Галине, конечно…
Галина: Все с Кристины еще начиналось, да, пап?
Дмитрий: …Да, с Кристины. Давным-давно… С одной стороны, приемный ребенок это дело хорошее, да… Благое дело. С другой стороны – это чужой ребенок. Родители мои были против. А я – как бы посередине… Помню, в тот момент, когда встал конкретно выбор – да или нет… я просто помолился богу: «Господи, помоги, подскажи, потому что я сам не знаю». Тогда я поехал на сессию – учился заочно во Владивостоке. Взял с собой какую-то духовную, православную книгу. Открыл и думаю: что будет, то будет. На первой попавшейся странице читаю: «Заповеди Божьи. Почитай отца и мать». В данном случае «почитай отца и мать» я понял так, что Кристину мы брать не будем.
При нашем разговоре присутствовала и Галина. Она рассказала, как трудно приняла это решение мужа. Единственное, на что согласился тогда Дмитрий – брать Кристину в гости (на лето, в зимние каникулы или просто на выходные).
А потом в их семье появился Сережа – трудный подросток с искалеченной судьбой. Тогда, шесть лет назад, ему было уже 16. Галина всем сердцем полюбила этого парнишку, и Дмитрий сдался.
Дмитрий: Решился пойти против воли родителей. Они Сергея не приняли. Сергей приехал к ним, когда мы его взяли в семью. Ну и мать сказала, что он ей не понравился, что, наверно, по нему тюрьма плачет…
Корр.: Почему?
Дмитрий (вздыхая): А Сережа любил убегать. Он же несколько раз убегал. Номера всякие выкидывал… Его как какого-то помойного кота – все время тянет на помойку. Взяли с помойки, притащили, помыли, накормили, обогрели… Пожил, отъелся – и опять на помойку… (с горькой усмешкой) Для меня это непонятно.
И. Зотова: Не отвадил вас Сергей от идеи воспитывать приемных детей, от мысли о том, что в семье может появиться еще приемный ребенок?
Дмитрий (одновременно): Ну… он хорошо подпортил эту мысль.
И. Зотова (продолжает): …Не загубил?
Дмитрий: Подпортил. Даже не знаю, загубил ли до конца или нет…
Корр.: Ну повлиял, по крайней мере…
Дмитрий: Очень сильно повлиял. Да. Очень сильно. После всех этих событий… Но с другой стороны, все что происходит, как говорится, оно к лучшему. Может, это полезно было и мне – над собой поработать? Узнать себя с другой стороны. Оказывается, что я – такой-сякой, а не такой – белый и пушистый, как я представлял себе.
И. Зотова (с иронией): То есть вы думали о себе лучше?
Дмитрий (смеется): Ну да. Думал, что я белый и пушистый. А тут оказывается… Вот. Ну книжки начал читать, конечно, – из-за чего все это происходит…Я считал, что если ребенок не находит родительской любви в семье, он начинает искать место, где ему хорошо.
И. Зотова: Вам казалось, что вы что-то недодали?
Дмитрий: Ну у меня было такое ощущение. Жена все время говорит, что я максималист (смеется): либо да, либо нет.
Тем не менее, через год после того, как в семье появился Сережа, Галина с Дмитрием обзавелись еще и 13-летней дочкой.
Дмитрий: А вот с Аней получилось немножко по-другому. В нашем городе был один священник… Они с матушкой взяли приемных детей. Потом у них сложилась такая нехорошая ситуация, что нужно было уехать из этого города. Приемных детей они не могли взять с собой. И решили возвращать опять в ммм…
Корр. (подсказывает): В детский дом…
Дмитрий (одновременно): Да в детский дом. Это, конечно, катастрофа была для детей. До меня это не доходило… Я понимал, что так нельзя… вернуть двоих детей. (вздыхает) Одна из них – Аня. Мы ее взяли сначала на лето, как и Сергея брали. А потом… Я думаю: «Ну как? Взяли на лето, а потом отдавать в детский дом, что ли? Просто так поигрались (усмехается) игрушкой… Не-е, так дело не пойдет!» И я опять пошел против воли родителей – взяли Аню. Но Аню моя мать приняла. Она такой человек… жесткий! (вздыхает) Аню она приняла, а Сергея – нет. Сказала: «Нет, мне его не надо… » Ну вот, собственно говоря, и все. Но, конечно, трудно было первый раз решиться…
Дмитрий не уточнил, на что было трудно решиться в первый раз: принять чужого ребенка или пойти против воли родителей. Скорее всего, и то, и другое. Но потом, признался глава семейства, принимать такие решения стало легче. Когда Аня появилась в их доме, Дмитрий с Галиной даже задумались о том, чтобы взять в семью и ее брата.
Дмитрий: Была у нас попытка взять брата…
Галина (с улыбкой): Уже практически собрались ехать в Смоленск…
Дмитрий (одновременно): Нужно было посоветоваться с детьми: примут – не примут. Дети сказали, что – нет. Ну нет – значит, нет.
И. Зотова: Для вас так важно мнение детей?
Дмитрий: В данном случае – да.
И. Зотова: Но ведь вы пошли против мнения матери…
Дмитрий: Когда человек живет своей семьей, а мать пытается вмешиваться, это немножко другое. А когда это внутри семьи…Не дай бог, войны сплошные бы начались…
И. Зотова: А вы строгий папа?
Дмитрий: Да, я держу детей в строгости. Даже бывает, что перегибаю палку… Бывает, не понимаю их… Вот есть люди, которые работают с детьми – талант у них педагогический есть. Они хорошо понимают ребенка… (вздыхает) А я работаю с техникой! Вот технику я понимаю, а детей, психологию детскую… как-то не очень. Только через книжки, и то… Это для меня все равно остается закрытой темой. Конечно, стараюсь читать… Кто-то, вот, почитал и понял – сразу все дошло. А у меня такого нет. Вот с техникой – да, а с детьми – как-то нет.
И. Зотова: А кто из детей для вас самый понятный?
Дмитрий: Миша.
И. Зотова: А самый непонятный – Сергей.
Дмитрий: Ну уже стал понятным… Но, конечно, все равно сложно…
И. Зотова: Вы говорите, что вы достаточно жесткий папа, но при этом мнение детей для вас настолько важно, что вы готовы…
Дмитрий (не дослушав): Я тогда опирался на мнение жены, потому что она психологию детей лучше знает. Вот.
Время от времени наш разговор снова возвращался к старшему приемному сыну супругов. Сейчас Сереже уже 22, он учится, живет в общежитии, но домой забегает часто – скучает по семье. Рассказывая о Сергее, Дмитрий хмурится – видно, что этот «первый опыт» дался ему нелегко.
Дмитрий: Я-то думал, что… вот взяли (усмехается), и он сразу должен стать таким хорошим. И благодарным быть нам… до гробовой доски. А он…
И. Зотова: То есть вы рассчитывали на благодарность…
Дмитрий: Ну, конечно. Рассчитывал… Вот, это, наверно, мой минус (смеется), мой недостаток – то, что…
И. Зотова (одновременно): Скорее, это такая ошибка, наверное, да?
Корр. (подсказывает): Заблуждение…
И. Зотова: Заблуждение, да. Когда рожая или принимая детей в семью, мы рассчитываем, что они нам чем-то обязаны.
Дмитрий (одновременно): Да, обязаны.
И. Зотова: Наши родительские заблуждения иногда и приводят к таким мыслям. Но тем не менее… Мы же на то и взрослые, да? Мы осознаем, что неправы… и движемся дальше…
Конечно, нам хотелось побольше узнать о том, каков уклад в этой большой семье, как строятся отношения между взрослыми и детьми.
И. Зотова: Скажите, а есть какие-то правила в семье, которые завел папа? Вообще, какие-то правила в семье есть?
Галина: Мы – верующая семья, православная, поэтому законы у нас соответствующие. Вот. У нас в основном папа правила устанавливает…
Дмитрий: Дисциплина. В субботу, например, те, кто в школу не идет, – встают не позже 9 часов. Ужин в полседьмого. Строго. Опоздал? Почему опоздал?! (смеется) И еще, например, после 9-ти не есть… (все смеются)
Галина: Стараемся так воспитывать детей, чтобы работали над собой, чтобы воля закалялась…
Корр.: А на «гостевом» у вас сейчас кто?
Дмитрий: Мы брали разных детей, но потом некоторые отсеялись. А остались… крестница Галины – Кристина, Андрей, который там же с ней, в коррекционной школе… И еще Настя – она из детского дома.
Галина: Из детского дома к нам раньше постоянно обращались: возьмите кого-нибудь на лето, чтобы дети увидели как в семье живут. Знают, что мы берем ребят старше 9-ти… Детям это очень полезно.
Корр.: Угу.
Галина: После 12-ти лет ребенку полезно бывать в семье. Даже если только на лето, то все равно пользы больше, чем вреда. И мы тогда опять сказали: давайте нам кого-нибудь еще на лето. И нам предложили Настю. Я, честно говоря, сначала удивилась, потому что думала, что нам дадут Сережиного ровесника. Вот. А тут девочка… В принципе, ей тогда 10 лет только было. Я сначала хотела отказаться, подумала, что девочка симпатичная, быстро в семью попадет. А потом решила, пускай ребенок летом отдохнет… (смеется) И все. С тех пор уже два лета подряд брали ее. До нас ее брали в семью, но что-то у них там не сложилось. Сейчас мы опять «гостевой» на нее оформили. Почему-то в семью ее никто не берет. Хотя ребенок, я считаю, хороший, беспроблемный. (с улыбкой) Если б у нас в квартире было девчачье место, без проблем бы ее забрали. У нас, к сожалению, девчонку некуда селить… Дети, я думаю, не против были. Мальчика еще есть куда поселить… (смеется) А девочку пока некуда… Только когда старшая съедет… Вроде как замуж собирается. Вот тогда мы Настю и возьмем.
Забегая вперед, скажем: старшая дочь супругов – Мария – действительно вскоре вышла замуж. Как вы думаете, что после этого сделали Дмитрий и Галина? Правильно: забрали Настю из детского дома…

Но это было уже потом, после нашей встречи. А пока мы еще зададим Дмитрию вопросы.
Корр.: Дмитрий, вот что бы вы могли посоветовать своим коллегам, коллегам – в смысле мужчинам, папам, в такой ситуации…
И. Зотова (подхватывает): Когда приходит жена и говорит: «А не завести ли нам ребенка?» А потом добавляет: «Из детского дома».
Дмитрий (усмехнувшись): Надо подумать.
И. Зотова: Это совет?
Дмитрий: Нет, это отсрочка… (смеется)
Корр.: Вот если их сейчас…
И. Зотова (подхватывает): Терзают смутные сомнения…
Корр.: Что вы им посоветуете? Как вы им можете помочь?
Дмитрий: Надо рассчитать силы. Если есть силы, возможности ребенка или даже двоих взять, то (но это мое мнение, опять же) нужно брать. А если нет сил, а только одна мечта и благое намерение, что «хорошо взять приемного ребенка», то не надо. Возьмете, а не потянете. Зачем такое надо?
Корр.: А если родители будут против, например?
Дмитрий (вздыхает): Ну, в моем случае родители были неправы. Они на меня давили сильно. У меня своя семья, у них своя семья. Ничего плохого мы не делали. Я до сих пор не пойму, почему моя мать против приемных детей?..
И. Зотова: А вы с ней говорили по душам на эту тему? Пытались объяснить ей что-нибудь?
Корр.: Или хотя бы спросить, почему?
Дмитрий: Я спрашивал. По душам мы не говорили. Но да, спрашивал. Говорит: «Не надо, ведь свои есть. Своих растите. Чужих не надо и все!»
Корр.: То есть без объяснений.
Дмитрий: Не надо и все.
И. Зотова (одновременно): А есть какие-то ошибки, которые, как вам кажется, вы совершили и от каких хотите предостеречь других мужчин?.. Вот «не делай как я». Или «не думай как я».
Дмитрий: Ну, идем с самого начала… Для того, чтобы создать семью, нужно быть к этому готовым. А не как мы с Галей. Сначала такой, скажем, гражданский брак, а потом уже законный брак. А нужно с начала все делать правильно. А мы, получилось, как-то через заднее крыльцо… От этого, конечно, была вся эта неразбериха и проблемы.
Корр.: То есть вы думаете, это оттуда еще идет?
Дмитрий: Думаю, да. Я с самого начала делал неправильно. Жениться – значит, жениться по-настоящему. А женился – нужно заниматься семьей, воспитанием детей… (смеется) Те же книжки по психологии читать… А у меня что было? Друзья да два компьютера. Я как-то к этому делу несерьезно относился. Семья все-таки – самое главное.
И. Зотова: Позвольте! Большинство мужчин искренне уверены, что главное – работа.
Дмитрий: Я слышал это мнение. Но вот работа заканчивается. Вышел на пенсию… Ну что? А дальше что? Жить в нелюбимой семье? Это же хуже каторги будет. Или я на даче, а жена тут? Или она на даче, а я тут? Чтоб друг друга не видеть. Как кошка с собакой? Это тоже не дело. И потом, дети не получат нормального воспитания. Ну, в смысле – отец и мать должны воспитывать ребенка, а не кто-то один… Я ответил на ваш вопрос?
И. Зотова: Да-а…
Корр.: Очень хорошо ответили. Спасибо вам.
Продолжение следует…
|