СКОРО


АВТООТВЕТЧИК
(495)633-54-62

Strana.ru
RTR-Sport.ru
Россия
РТР-Планета
Радио Маяк
Радио России
smi.ru
Skavkaz.rfn.ru
Усыновление  |  "школа приемных родителей"

Провокативное поведение ребенка (Выпуск 213)

 

 

  

Корр.: Людмила, родители часто жалуются, что ребенок как будто добивается, чтобы, на него накричали, его отшлепали, поставили в угол. В общем, напрашивается на негатив.

 Л. Петрановская: Ну, это типичное расстройство привязанности для детей, которые жили в учреждении или семье, пренебрегающей ребенком. Т.е. ребенок, который жил в ситуации дефицита внимания взрослого. Поскольку для детей внимание взрослого жизненно необходимо, то негативное внимание лучше, чем отсутствие такового. Поэтому ребенок приучается в учреждении или семье, где на него не очень обращают внимание, выбивать внимание с помощью нарушений. Он нарушает какие-то правила, делает что-то, что нельзя, он огребает свою долю наказаний, ругани и т.д. Но для него это лучше, чем отсутствие внимания.

Корр.: Но это может довольно долго продолжаться и в семье, где он получает другое внимание. Его любят, его гладят…

Л. Петрановская: Это обучение. Это выученный способ поведения. В каком-то смысле он не в курсе, что когда вы его гладите, это вы его любите. Вот когда вы на него орете, он знает, что он для вас существует в этот момент. А когда вы его целуете, говорите, что он молодец, он же никогда не видел этого. Должно пройти время, прежде чем он расценит это, как более приятный способ проявления вашего внимания. Поэтому тут важно понимать, что ребенок это делает не потому, что он хочет вас довести. Не потому, что ему нужно, чтобы вы разозлились. Это просто единственный доступный ему способ гарантированно получить порцию внимания взрослого. Вот и все. И понятно, что это очень сильно доводит. И понятно, что дети доводят до ручки мастерски. Если для него это вопрос жизни и смерти – вопрос внимания взрослого, то естественно, у него развивается совершенно дьявольская способность вычислять ваши больные мозоли.

Корр.: А бороться-то с этим как? Хочется-то обнимать и гладить…

Л. Петрановская: Прежде всего, отдавать себе в этом отчет, а ребенку просто проговаривать это прямым текстом. Говорить: «Я вижу, что ты хочешь, чтобы я тебя ударила. Но я детей не бью. Поэтому, извини, можно я тебя вместо этого обниму?» То есть, просто прямым текстом проговаривать ему то, чего он добивается, и подавать это, ну, я не знаю, как свою придурь, что ли. Ребенку на этом этапе, когда он еще не знает, что такое любовь, забота в нормальном смысле слова, ему легче понять это как ваш закидон, чем поверить, что вы его не бьете, потому что вам его жалко или потому что вы его любите.

Мне кажется, что одна из главных трудностей приемного родителя в период адаптации: нам как нормальным людям, выросшим в нормальной ситуации, трудно себе представить, насколько искаженное восприятие мира и насколько искаженное восприятие отношений у ребенка, который долго жил в учреждении. Какой бы это ни был замечательный детский дом в смысле обстановки и так далее и так далее, это просто какой-то совершенно другой параллельный мир с совершенно искореженными отношениями. И ребенок их приносит, и, конечно, у него логика совершенно другая. Она дикая на самом деле для человека, выросшего в нормальной ситуации. Проходит какое-то время, прежде чем он готов принять нашу логику и готов отказаться от той, потому что та логика, как ни крути, обеспечивала ему выживание. Поэтому он за нее держится, естественно, она доказала свою эффективность.

Они живут в таком мире абсолютной зависимости от взрослых, которые для них непонятны, непредсказуемы. Не ожидают они от них ничего особо хорошего, Естественно, все то же самое переносится на приемных родителей: на самом деле вообще непонятно, как они на что отреагируют, ничего особо хорошего гарантированно ждать не приходится, поэтому на первом этапе ребенку легче принять ваше объяснение, что вы не будете его бить, потому что это ваша собственная придурь, чем какие-то более возвышенные соображения. «Извини, дорогой, не хочу, не буду, вот вредная я. Я понимаю, что ты хочешь, но нет!» Как ни странно, я много раз убеждалась, что на детей это действует.

Корр.: Понятно. Спасибо большое!


Rambler's Top100
 

© "Радио России". Социальный проект "Детский вопрос" существует с 2004 года. Использование материалов сайта без разрешения редакции запрещено. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2006-2007. Адрес электронной почты редакции: deti@radiorus.ru