СКОРО


АВТООТВЕТЧИК
(495)633-54-62

Strana.ru
RTR-Sport.ru
Россия
РТР-Планета
Радио Маяк
Радио России
smi.ru
Skavkaz.rfn.ru
Усыновление  |  "История с продолжением"


Выпуск № 209
Эфир - 4 августа 2012 г.

  [ звук ]

 

 

 

 

 

 

 

Эфир – 4 августа 2012 года в 17:30. Повтор 10 августа 2012 года в 11:30.  

 

 

– Здравствуйте! Вы позвонили в программу «Детский вопрос»…

 

Людмила: Добрый день! Хотелось бы переписываться с несколькими детьми с социального проекта «Детский вопрос». Шефство по переписке… Всего хорошего! Людмила.

 

Марина: Добрый день! Скажите, пожалуйста… Мы хотим от органа опеки получить разрешение на публикацию фотографий детей из детского дома. Может быть, подскажете, что это за разрешение должно быть, чтобы разместить эти фотографии? Марина, Санкт-Петербург.

 

Такие звонки наш автоответчик записывает нередко. А еще нам приходят письма…

 

Уважаемая Инна Зотова! Лет 5 уже не дает мне покоя ваш рассказ о младенцах в домах малютки, которые лежат на клеенках в своих кроватках и к ним очень редко кто-то подходит – у нянечек совсем нет времени, чтобы приласкать каждого. Мне 60 лет, 8 лет назад я перенесла тяжелейшую операцию и едва жива осталась. Но ДОЖИВАТЬ не собираюсь. Я вполне смогу быть полезна в каком-либо детском приюте. У меня высшее образование. Получаю пенсию и в вознаграждении не нуждаюсь. Пожалуйста, сообщите, где нужна моя помощь.

Валентина Юрьевна.

 

Конечно, помощь активных и неравнодушных людей – очень нужна! Во многих регионах нашей страны действуют волонтерские организации, которые уже давно помогают детям в домах ребенка, в детских домах, в больницах. И всем добровольцам найдется дело по силам и возможностям. Ведь помогать можно по-разному: передавать вещи и игрушки, организовывать экскурсии, оплачивать персональную сиделку в больнице, быть шефом по переписке или брать детей в гости на каникулы. А еще можно проводить с ребятами разные дополнительные занятия, как это сделали организаторы социально-просветительского проекта «Детский творческий марафон "Маугли"», о котором  мы вам сегодня расскажем.

 

 

«ОТКРОЙ МИР РЕБЕНКУ»

 

(звучит музыка, клоун Адам Талин под восхищенные возгласы и смех детей показывает трюки и играет с ребятами, сидящими в зале, потом замечает детей на сцене и предлагает им тоже поиграть – в сказку «Маугли»)

 

Вот так необычно начинается мюзикл «Маугли», премьера которого состоялась в конце мая в московском Доме музыки. Да и сама постановка необычна: на юных актерах нет ни сложного грима, ни костюмов зверей. Как будто ребята и в самом деле собрались в обычном городском дворе и решили сыграть все вместе любимую сказку. Кстати, взрослый актер в спектакле только один – артист Большого московского цирка Адам Талин. А все остальные роли исполняют дети, в том числе – воспитанники детских домов… Идея эта не нова – в одном из первых выпусков нашей программы, почти восемь лет назад, мы уже рассказывали о мюзикле «Энни», в котором главные роли исполняли три девочки из Донецкого дома детства Ростовской области. Однако, как объяснила зрителям руководитель творческого марафона «Маугли» Светлана Большунова, мюзикл в этом проекте – далеко не всё…

 

Светлана Большунова: Дорогие друзья, дорогие ребята, дорогие наши гости из детских домов Софьино, «Молодая гвардия», 48-го! Дорогие наши артисты, маленькие артисты! Мы начинаем наш финал детского творческого марафона «Маугли», который стартовал в марте в дни школьных каникул, когда ребята из разных детских домов, многодетных семей и просто интересующиеся театром посетили наши семинары по театральным профессиям. Эти семинары были и по профессии режиссера, и по  профессии актера и гримера, и декоратора.

 

По словам Светланы Большуновой, главная идея проекта «Маугли» состояла в том, чтобы дети перестали быть просто пассивными зрителями, а стали активными участниками творческого процесса.

 

Светлана Большунова: Прекрасную выставку творческих работ вы видели в фойе. Это декораторы – ребята, которые выбрали себе театральную профессию декоратора… Сегодня – финал: прекрасный мюзикл Влада Сташинского, который называется «Маугли – сын человечий».

Владислав Сташинский, автор и режиссер постановки: Это очень непростой мюзикл. Его играют в московском театре профессиональные актеры очень серьезные, с хорошей подготовкой. Мне бы очень хотелось, чтобы дети подтягивались и достойно следовали за взрослыми актерами. По большому счету, у многих это дебют. Конечно, не все, кто участвовал в нашем марафоне, станут артистами, и у них нет такой задачи. Наша задача – сделать этот спектакль и наши занятия, которые мы проводили для того, чтобы дети стали более коммуникабельными, открытыми, готовыми к современной жизни. Поэтому сам спектакль сделан в этом духе. Десять лет назад мы сделали этот спектакль с моей супругой Ириной Сташинской. К сожалению, моей супруги нет уже три года на этом свете, и мы решили этот спектакль посвятить ей, потому что она была очень талантливой актрисой и очень хорошим педагогом.

 

Надо сказать, что в работе над этим сложным и необычным проектом Владислава поддержала его дочь-старшеклассница. Ася Сташинская сыграла и одну из ролей – Багиру.

 

(звучит фрагмент мюзикла)

 

Владислав Сташинский: История повторяется. Десять лет прошло, и мы опять вернулись к детской теме: решили снова рассказать эту историю силами детей. Почему именно детей? Потому что мы все – наши артисты и участники, постановщики этого проекта – с малых лет воспитывались не на том TV, которое сейчас мы видим, не на тех ценностях, которые, к сожалению, довлеют, а воспитывались на добром и вечном. В принципе, мы и пытались это сделать, заложить в наш спектакль. Это история о любви.

Светлана Большунова: Эту историю все знают. Историю Киплинга. История про то, как ребенок потерял родителей, и как он в этом мире, страшном в каких-то моментах, находит себе друзей и побеждает врагов. И наш марафон призван показать: да, наши маленькие дети могут выигрывать. Они могут противостоять жестокости этого мира, но только в том случае, если мы им поможем. Поэтому я хочу поблагодарить тех людей, которые помогали нам в этом прекрасном проекте. Детский дом Никулино, детский дом Софьино – спасибо огромное их сотрудникам! Памятник им, потому что возили детей из Подмосковья два часа туда, два часа обратно. Большое им спасибо!

 

(звучит фрагмент мюзикла)

 

Да, репетиции стали серьезным испытанием не только для детей, но и для взрослых…

 

И. Лесникова, заместитель директора Софьинского детского дома: Когда мы ездили с детьми на отбор… детей на этом проекте было больше. Нас сначала было человек двенадцать… Очень много было детей из детских домов, именно московских, но потом остались единицы – в силу того, что, допустим, просто не смогли выучить партии, было сложно…Это мне повезло, что я могла сама с детьми учить эти партии, ноты, музыку -  владею этим. Я как-то смогла им помочь выучить партии… А так вообще мюзикл, ну, я считаю, для детей серьезный… Серьезный был.

Корр.: Там большое действие. С антрактом.

И. Лесникова: Там и музыка сложная для детей.

Корр.: И музыка, да, интересная.

И. Лесникова: Вот, и некоторые дети не выдержали этого в силу того что, конечно, репетиции были долгие. На последних репетициях, вообще они часов по десять были, просто воспитатели брали за ручку и уводили, потому что тяжеловато было детям. А так много детей отобрали. Я сама даже удивилась, что столько детей из нашего детского дома отобрали для этого проекта…

Корр.: Да, трое были ваши.

И. Лесникова: И потом, конечно, вопрос расстояния. Возить… на неделе было четыре репетиции, это очень много…

Корр.: Да, сложно. Но, я смотрю, вы поездки эти организовали.

М. Павлов, директор Софьинского детского дома: Более сорока выездов было, за апрель-май.

Корр.: Ого!

М. Павлов: Для них мы выделяем все, что у нас есть. Но тоже проблема – транспорт. У нас… Мы бешеные деньги тратим, нанимая автобусы. Наши ГАЗели, вон, убитые стоят. Мы день ездим, два ремонтируем их.

Корр.: Транспорт у вас старый, да?

М. Павлов: Старый. Мы куда только ни обращались. Мы писали, дайте нам транспорт, мы не можем деток возить! А у меня… Вот хоть Игорь! Его на занятия возить надо, а мне не на чем. Бросить, закрыть глаза – он как все вырастет, а ведь можно дать ему такую путевку в жизнь! У него талант, дан богом ребенку! Я сажаю его в ГАЗель и везу одного в Москву, куча бензина, куча затрат, и то рискую, что сломается по дороге.

Я говорю, дайте хотя бы какой-то легковой транспорт… Нам хотя бы такие маленькие, «Приору-универсал», чтобы мы могли посадить детей, кинуть костюмы сзади там, и поехать на репетицию какую-то. И автобус. Вот нам две машины надо: во-первых, если маленькая машинка, это экономично, одного-двух детей свозить, а не автобус целый гнать. Автобус может ехать и двадцать человек повезти… И минимум должно быть 20 мест, минимум. Чтобы мы посадили хотя бы две группы детей и поехали. А у нас, вон, в одном автобусе 7 мест, в другом – 11. И оба старые, мы-то их бережем, водители из-под них не вылезают. Но в дороге ломаемся очень часто. Встали (ладно летом, а зимой еще и холодно) – и всё срывается! Выезды на репетиции, выезды на концерты, выезды на тренировки и в театр, в цирк. Все встало, все рухнуло. Можно нанять, конечно. Но за деньги, за наличку! Автобус – 13 тысяч…

Корр.: Ничего себе!

М. Павлов: …И надо минимум за несколько суток заказывать. А наша машина вчера ездила, ездила, ездила, а сегодня встала. Утром надо выезжать, а она не завелась. Я могу позвонить какому-то, кто зарабатывает на этом деньги… Мы звоним, они приезжают. Мы сами скидываемся, чтобы детей свозить… Нам деньги никто не возвращает. А наши сломаны. Мы тянем машины, ремонтируем. Через два-три дня повторяется все. Главное, на своем личном транспорте мы не имеем права детей возить. Запрещено уголовной ответственностью…

Корр.: Почему?

М. Павлов: Только служебный транспорт.

Корр.: Почему запрещено?

М. Павлов: Вот такие дурные законы!

И. Лесникова: Да, сложно с доставкой детей… Но знаете, вот, руководство… Мы понимали, что детям это нужно, что у детей, может быть, дальше какая-то будет перспектива, что их нужно показывать…Что дальше, может быть, их увидят, и где-то они могут что-то больше в жизни получить, чем просто там, ПТУ, или что-то такое… Может быть, творческие какие-то профессии будут…

 

(звучит фрагмент мюзикла)

 

Многие взрослые – и организаторы творческого марафона, и сотрудники детских домов – приложили немало усилий, чтобы ребята смогли проявить себя, раскрыться. И, кажется, всё получилось! А что думают сами юные артисты?

 

Корр.: Вам понравилось выступать-то?

Дарья: Да, интересно очень.

Корр.: А что интереснее, репетировать или выступать?

Иван: Выступать.

Дарья: Да, выступать, конечно, лучше.

Корр.: А чем лучше?

Дарья: Стараешься. Изо всех сил. Можно сказать так.

Корр.: А на репетиции не изо всех?

Дарья: Ну, на репетиции – так… А вот когда выступаешь!.. В зале очень много народу, и, во-первых, когда репетируешь, еще как-то легко, когда, слова повторяешь… А на выступлении слова нельзя забывать! Забудешь…

Иван: Ну, просто страшно как-то…

Дарья: Да.

Иван: Зрителей…

Корр.: Страшно, а вы говорите, что выступать лучше…

Иван: Ну, правильно, ну…

Дарья (одновременно): Когда выступаешь…

Иван: Получается интересней, чем просто…

Дарья: Да, на репетиции так…

Иван: Да, срываются репетиции, неинтересно… Кто-то там балуется, кто-то еще, у кого-то не получается, все заново, заново… А так – один раз, ну, лучше для нас, и лучше для зрителей.

Корр.: А, я помню, я была у вас на репетиции, долгая такая была репетиция, много раз повторяли одно и то же. Тяжело, наверное, да?

Дарья (одновременно): Угу…

Иван: Это маленькие там долго репетировали.

Дарья: Да, очень долго репетировали маленькие…

Корр.: Ну, тяжело это, сложно?

Дарья: Да.

Иван: На самом деле, да.

Корр.: А вот пока вы сами не начали репетировать, заниматься, как вам казалось, легко это – быть актером, певцом?

Дарья: Ой, я даже не знаю.

Корр.: Не думали об этом?

Дарья: Не-а, я не думала…

Иван (одновременно): Для меня как обычно.

Корр.: А сейчас как думаете?

Дарья: Думаю, это очень тяжело.

 

(звучит фрагмент мюзикла)

 

Ребятам пришлось нелегко, но все они очень старались и отлично справились! А ведь по инициативе руководителя проекта Светланы Большуновой в мюзикле участвовали очень разные маленькие артисты: из неблагополучных семей, из детских домов и, так сказать, домашние дети. Каково было режиссеру и постановщику работать с таким необычным коллективом? Заметил ли он разницу между ребятами? С этим вопросом мы обратились к Владиславу Сташинскому.

 

Владислав Сташинский: Ну, может быть, они более ранимы – дети из детских домов. Они более эмоциональны. Не внешне, а внутренне. Это да, это я заметил. С ними надо быть… да нет, со всеми детьми надо быть предельно честными!..  Просто это, наверное, главное отличие – их ранимость и более тонкое восприятие окружающего мира. Хотя часто, может быть, на первый взгляд, это незаметно, потому что они уже нарабатывают некую защиту в своей жизни, чтобы преодолевать агрессивную среду извне… Потому что естественно – когда человек ранимый, он очень уязвим. Но когда ты начинаешь в работе с ними какие-то вещи обсуждать или что-то репетировать, ты вдруг видишь, что действительно они воспринимают это более тонко… В работе с ними я понял удивительную вещь: у детей есть… так, наверное, свыше дано… очень сильный иммунитет  против боли. То есть чем старше человек, тем он больше подвержен тому, что он может опустить руки и сдаться, сломаться, получив удар. А детям нельзя ломаться, потому что у них вся жизнь впереди. И в них столько положительных эмоций, позитива, несмотря на… И я понял, что в них столько есть гимна жизни! И это тоже очень важно, потому что у нас, у каждого, есть какая-то своя боль, у кого-то маленькая, у кого-то большая… А вот дети обучают взрослых (и не только) тому, как нужно уметь бороться с этим унынием, преодолевать его и побеждать. И их выступление – это как раз тот идеальный путь, чтобы донести то, что было задумано в спектакле. Потому что в результате все равно в спектакле побеждают свет и надежда. Несмотря ни на что! И вера в то, что можно победить самые страшные, злые силы… Их всегда можно победить, потому что внутри есть надежда и вера… Это, собственно говоря, и движет нами. То есть вот это, наверное, я у детей из детских домов и почерпнул в работе с ними. И я был счастлив, потому что мы как-то объединились все. Я считаю, что это очень, очень-очень было полезно для нас для всех.

В спектакле «Маугли» есть тема потери, тема, которая, к сожалению, очень знакома детям из детских домов… Я думаю, что вот именно такие дети особенно нуждаются в том, чтобы их раскрыли, оценили, поддержали. Семья – это великая вещь! Она дает внутреннее ощущение уверенности, тыла… (замялся)

Корр. (подсказывает): Защищенности…

Владислав Сташинский (одновременно): Защищенности! Вот им этого не хватает, поэтому они становятся более… в каких-то вещах даже агрессивными. И вот немножечко помочь им оттаять, наверное – вот ради этого и стоит идти на такие опыты работы и делать такие спектакли. Я думаю, да.

 

(звучит фрагмент мюзикла)

 

Помочь ребятам оттаять, стать более уверенными в себе и целеустремленными – задача, безусловно, важная. Удалось ли задуманное?

 

Корр.: А заметили вы какие-то изменения, в ребятах, которые выступали? Или, может быть, даже в других ребятах, которые тоже захотели?

И. Лесникова: Они, естественно, захотели, стали тянуться к ним… стремиться к чему-то вот… Даже у нас есть мальчик… его просто бог наделил талантом. Он был у нас шакал Табаки… То есть, роль там была такая, весомая, да… Можно сказать, одна из первых.

Корр.: Да, там большая очень роль у Табаки.

И. Лесникова (одновременно): Ну, вот он не смог, не выдержал просто этой нагрузки. Может быть, не выдержал славы. Потому что он у нас такой, звездный, немножко у него звездная болезнь есть, так что вот… В силу своего характера, вот «не хочу», «не буду».

Корр.: Несерьезно отнесся…

И. Лесникова: Да! Ну, он очень переживал, что его с дистанции откинули просто…

Корр.: Задело. 

И. Лесникова: Дети, конечно, стремятся, они хотят… заниматься творчеством.

Корр.: Ну, они стали больше заниматься, серьезнее относиться? К занятиям…

И. Лесникова: Они, конечно, занимаются с желанием. Есть у нас дети, которые ходят в музыкальную школу … В общем, те, у кого есть к этому предрасположенность, они с желанием занимаются.

Корр.: Они теперь увидели, что это не просто так – ходить в школу: учителя велят, значит, надо ходить…

И. Лесникова: Да, они увидели результат работы. Они, конечно, видели, что так трудно им доставались эти репетиции, но все переживали, болели, конечно… весь детский дом выезжал на премьеру. Все болели, потому что мы их настроили: все должны ехать и поддерживать своих. Вот.

Корр.: Ну, понравилось ребятам?

И. Лесникова: Знаете, да. То, что они видели своих товарищей, друзей, братьев, сестер на сцене – конечно, это им понравилось.

Корр.: То есть, это такое важное, значимое событие было для всех?

И. Лесникова: Важное. Важное. Да. Это важно.

Корр.: Ну, сами ребята, которые выступали, наверное, совсем были в восторге, да? Или устали?

И. Лесникова: Устали, да. Но они с удовольствием играли на сцене, с удовольствием! Просят: «Давайте будем где-то выступать, на каких-то площадках, нас надо вывозить…» Они хотят!

 

(звучит фрагмент мюзикла)

 

Корр.: Скажите, будет спектакль иметь продолжение?

Владислав Сташинский: Я бы очень хотел, чтобы у этого спектакля было продолжение… Чтобы этот спектакль жил и… Мне бы очень хотелось, чтобы мы участвовали в разных фестивалях. Мы сейчас попытались дать заявку и посмотрим, что будет…

Корр.: Когда мы сможем еще раз увидеть ваш замечательный мюзикл?

Владислав Сташинский: Я думаю, что мы попробуем это сделать осенью. 

(звучит финальная ария мюзикла)

 

 

«Продолжение следует…»

 

Мы от души желаем удачи и творческих успехов всем участникам и организаторам этого необычного проекта! Конечно, не все юные актеры в будущем выберут для себя творческие профессии, но это ведь не главное. Главное – ребята получили возможность пообщаться друг с другом, расширить свой кругозор, узнать что-то новое. На других посмотреть и себя показать. А мы хотим познакомить вас с одним из юных актеров поближе.

 

 

ГДЕ ЖЕ ТЫ, МАМА?

 

 

 

 

 

Благодарим за информационную поддержку наших друзей: 


Rambler's Top100
 

© "Радио России". Социальный проект "Детский вопрос" существует с 2004 года. Использование материалов сайта без разрешения редакции запрещено. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2006-2007. Адрес электронной почты редакции: deti@radiorus.ru