СКОРО


АВТООТВЕТЧИК
(495)633-54-62

Strana.ru
RTR-Sport.ru
Россия
РТР-Планета
Радио Маяк
Радио России
smi.ru
Skavkaz.rfn.ru
"Поезд надежды"


Калининград
Выпуски 160-161
Эфир - 6 и 9 ноября 2010 г.

 

 

 

 

Сюжет телекомпании РЕН-ТВ Москва

Сюжет телекомпании РЕН-ТВ Калининград

Сюжет телекомпании "Вести - Калининград"

Сюжет телекомпании "Вести - Калининград" (2)

Интервью Г. Москвичева на "Радио России - Калининград" 

Репортаж на "Радио России - Калининград" о встрече "Поезда надежды" в аэропорту 

Статья в газете "Известия " (от 29.09.2010 г.)

Статья в газете "Трибуна" (от 14.10.2010 г.)

Статья в газете "Время новостей" (от 14.10.2010 г.)

Статья в газете "Аргументы недели" (от 14.10.2010 г.)

Статья в газете "Комсомольская правда" (от 16.10.2010 г.)
 

 


         Эфир – 6 ноября 2010 г. в 17.30 и 9 ноября 2010 г. в 18.30.

   Пять лет назад, когда социальному проекту «Детский вопрос» исполнился год, мы твердо решили: нужно не только рассказывать о детях, но и самим ездить к ним. Причем – не с пустыми руками. А какой самый лучший подарок в детском доме? Конечно, родители! Так появился на свет проект «Поезд надежды».
   Наши первые поездки были автобусными: в Орел и Кострому, Рязань и Иваново. Позже, когда к нам присоединились «РЖД» и Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», мы начали ездить на поезде. Побывали в Пскове, Волгограде и Вологде. А в последние годы, благодаря «Аэрофлоту», наш «Поезд» смог добраться до  Иркутска, Красноярска, Новосибирска и Екатеринбурга. 
  Нынешняя поездка, кстати, 12-я по счету, была на самый запад страны – в Калининград.
    Еще ни один рейс «Поезда надежды» не был похож на другой, но эта поездка стала совершенно особенной…

 

ПРОЛОГ

Меня зовут Кирилл, мне 11 лет. Учусь в школе, в четвертом классе…
Я Виктория, мне 12 лет, учусь я в пятом классе…
Меня зовут Лена. Мне 12, будет 13 в декабре…
Меня зовут Илья, я в третьем классе…
Меня зовут Аня, мне 12 лет…
Я Валя… Мне восемь…

   Не секрет, что большинство кандидатов в усыновители и опекуны ищут малышей. Вот и пассажиры «Поезда надежды» чаще всего ездили за маленькими детьми. Но в этот раз на Белорусском вокзале, откуда традиционно отправляется в путь наш «Поезд», собрались пять семей, готовых принять ребят постарше. У каждой было готово заключение о возможности быть усыновителем, опекуном или опекуном по договору. Проводить нас пришли многие.

 

 

 

 

Говорит Владимир Бушуев, руководитель аппарата президента ОАО «РЖД», член попечительского совета Благотворительного Фонда «Расправь крылья!»:
  Дорогие друзья! В двенадцатый раз отправляется в путь «Поезд надежды», но каждый раз это волнующее событие. Я хотел бы передать вам слова благодарности от руководителя «Российских железных дорог» Владимира Ивановича Якунина, который является председателем попечительского совета Фонда «Расправь крылья!». Мы всегда готовы поддержать это замечательное начинание и тех родителей, которые поедут за детьми. Я хочу пожелать вам удачи и большого семейного счастья!

  

 

 

 

   Вячеслав Умановский, директор «Радио России»:
От лица «Радио России» и от лица Всероссийской государственной телерадиокомпании я хочу пожелать удачи всем, кто отправляется в это путешествие! Путешествие будет нелегким, но я очень надеюсь, что его финал (собственно, то, ради чего этот «Поезд» и отправляется) искупит все трудности пути. Удачи вам, коллеги!

 

 

 

 

 

   Вадим Семикин, директор по связям с общественностью ООО «Аэроэкспресса», уже в третий раз предоставляющего нам свой красивый красный поезд для проезда в аэропорт:
  Во-первых, хочу сказать большое спасибо организаторам: «Радио России», нашим коллегам из «Аэрофлота» и Фонду
«Расправь крылья!» за то, что они делают такое огромное доброе дело!
Хочу сказать огромное спасибо участникам этого проекта, семьям, за то, что вы нашли силы, смелость и мужество поехать в другой регион, чтобы найти там свое счастье – своего ребенка – и создать семью. Всего вам хорошего!

 

 

 

   Проводить нас пришел и «папа» Чебурашки – писатель Эдуард Успенский:
  Друзья! Очень горько, что у нас в России есть бездомные дети, поэтому такие поездки – это чрезвычайно важное дело!
  Многие опасаются брать ребят старшего возраста, поскольку они, мол, уже сформировались. Я вас уверяю: если вы воспитаете ребенка, то получите помощь на многие-многие годы. Поэтому надо брать детей! Когда вы придете в детский дом и увидите 15-20 детей, вы безошибочно поймете, который из них ваш.
  Есть много семей, которые воспитывают сразу нескольких приемных детей, и, как правило, это удачные семьи.

 

 

 

  

 

   Ирина – как раз мама в такой семье. Она ездила с «Поездом надежды» в Красноярск и нашла там сразу двоих детей – семилетнего Рому и пятилетнюю Полинку:
   Наша семья пополнилась двумя сибиряками, которые приносят нам много радости и, конечно, трудностей (не надейтесь, что их не будет!) Но я думаю, что здесь собрались люди, которые специально едут за трудностями?! (смеется) Но эти трудности приносят свои добрые плоды, это точно! Ну, что я вам хочу пожелать? Отвергните все свои сомнения, потому что вам повезло: вы попали в «Поезд надежды»! Нам действительно повезло: у нас теперь есть замечательные сын и дочь. Вам счастливого пути!


 

 

   Марина ездила с «Поездом надежды» в Иваново и Екатеринбург:
 
Съездили не зря! Хочу сказать огромное спасибо всем организаторам, потому что семьи действительно вели. Без вашей помощи, весьма вероятно, принять какое-то разумное решение было бы намного сложнее. Поэтому я желаю всем семьям воспользоваться возможностью, которую дарит вам «Поезд надежды». Я вам желаю удачи, это самое главное. А еще - слушать свое сердце. Сердце – оно не обманет!

 

 

 


***

  Во время каждого рейса в «Поезде надежды» работает выездная школа приемных родителей. На этот раз провести первое занятие (уроки проходили в аэропорту «Шереметьево») мы попросили Людмилу Петрановскую, известного психолога и специалиста по семейному устройству детей:
Уже довольно давно я работаю с приемными родителями. Мы с вами можем поговорить обо всём, что вас интересует. Скорее всего, это вопрос, как установить контакт с ребенком, ведь вам уже завтра-послезавтра придется с ним знакомиться.
Для начала я хотела бы спросить, в каком вы состоянии, боитесь?
Родители (одновременно): Волнуемся… Есть такое… Волнуемся, да... Страха нет, а волнение – есть!
Л. Петрановская: Если по десятибалльной шкале, то на сколько баллов?
Одна из мам: У меня на восемь!
Л. Петрановская: На восемь. А у вас?
Другая мама: Наверное, тоже.

 

 

 

  Занятие получилось очень насыщенным, будущие родители получили столько информации для обдумывания, что перелет Москва-Калининград прошел быстро и незаметно. А в калининградском аэропорту нас уже ждали – начальник Департамента правовой и социальной защиты детства Министерства образования Калининградской области Василий Исаев и его заместитель Светлана Шишко.

 Исаев: С прибытием вас!
Г. Москвичёв: Здравствуйте, Василий Иванович!
В. Исаев: Здравствуйте!
С. Шишко: Автобус ждет, идемте!
В. Исаев: Я вас провожу.

 

 

   Официальная церемония открытия, прошедшая в Департаменте правовой и социальной защиты детства Калининградской области, была короткой. Но очень теплой и душевной. Поприветствовать участников «Поезда надежды» пришла Маргарита Короткевич, заместитель министра образования Калининградской области:
  Добрый день! От лица министерства образования Калининградской области рада приветствовать вас в самом западном регионе России.
  В первую очередь, хочу поблагодарить организаторов. Вы сумели привлечь внимание огромного количества жителей России к такой важной проблеме, как устройство детей в семьи. Что может быть важнее счастливых глаз ребенка, когда он находится рядом со своими родителями, когда его любят?! Хочу пожелать потенциальным родителям терпения, удачи, любви! От министерства образования Калининградской области хочу вручить маленькие символические подарки: фотоальбомы для первых фотографий.
   В. Исаев: Мы с вами прекрасно знаем, что каждый ребенок в любом возрасте ждет, что за ним придут родители. Сегодня наши кандидаты поедут в детские учреждения. Слушайте свое сердце! Но не забывайте о ребенке! Здесь самое главное – это ребенок. Настройте себя на то, что сегодня для вас родится ребенок…

   С этого напутствия началось самое главное в нашей поездке – мы отправились к детям, которые ждали нас в разных городах Калининградской области. 

 

ЧАСТЬ 1
СОВЕТСК

   От Калининграда до Советска (старое название города – Тильзит) 120 км, два часа пути. Как только машина въехала в ворота, дверь в детский дом распахнулась: здесь нас уже ждали.

(Гулкий звук шагов, стук каблуков по лестнице, со скрипом открывается дверь)
Пожалуйста! Заходите!
Корр: Здравствуйте!
Пожалуйста! Вот наш директор Нина Михайловна!

  В прошлом Нина Михайловна Шашко – сама воспитанница этого детского дома. А потому как никто другой понимает своих подопечных. И знает, кажется, всех по именам. Хотя в этом детском доме сейчас 137 детей. Почти все они – социальные сироты. То есть, это ребята, которых не смогли или не захотели воспитывать кровные родители.
  Нина Михайловна приглашает нас в свой кабинет. Сюда же она предложила позвать ребят, с которыми решила нас познакомить. «Здесь им будет проще с вами разговаривать, – пояснила она. – Они регулярно ко мне забегают, прекрасно себя здесь чувствуют!»

 

(нестройный хор голосов от двери): Здрасьте!
Корр.: Все к вам!
Директор (бодро командует): Ну, заходи, народ!
Воспитатель (подбадривает): Ну, заходите! Заходите!
Т.Павлова (нараспев): Приве-е-т!
(дети вразнобой): Привет! Здравствуйте!
Директор (поясняет): Это все ребята, которые хотят в семью уйти!

 

 

 

1. Дима

 Мальчика, который подошел к нам первым, зовут Дима. Ему шесть лет.

Директор: Он у нас не очень давно. Родители у него были нормальными людьми. Потом папа умер. А мать, видать, после этого сломалась, ну и стала злоупотреблять спиртным. И ее лишили прав.

  Сначала Дима попал в детский дом города Славска. Там малыш очень привязался к одной из воспитательниц. Буквально не отходил от нее ни на шаг. Женщине Дима тоже понравился. Она оформила мальчика на патронат и забрала к себе. В семье воспитательницы, у которой было еще и двое своих детей, Дима прожил около трех лет.

Директор: Вроде было все нормально. А потом проблемы начались в семье. С мужем. Загулял муж. И ушел, покинул ее.

  Женщина осталась с тремя детьми на руках. Заниматься Димой больше не было ни сил, ни желания, и она решила вернуть мальчика. А поскольку славский детский дом к этому времени уже закрыли, Дима оказался в Советске.

Директор: Она попросила оставить его на время. То есть, собиралась его забрать. Ну, а потом, видимо, не получилось.

 Так Диму бросили во второй раз.

Директор: Когда Диму изъяли из семьи, мы его вынуждены были поместить в больницу, он такой был…прямо вот забитый! А сейчас я зашла в группу, он на меня ка-а-ак кинется! (имитирует звук крепкого объятья, смеется) Говорят, дерется со всеми. Я ему сказала: «Димка, ну ты гляди!..» (с шутливой строгостью)

     Дима и сейчас не выглядел робким. Он сразу задал вопрос гостям:

Дима: А вы зачем приехали?
Александр: Мы приехали на вас посмотреть!

   Один из участников поездки, Александр, объяснил мальчику, что мы все приехали в гости – к нему и к остальным ребятам.

Александр: Чем ты вообще занимаешься?
Дима: Спортом!
Александр (соглашается): Святое дело!
Дима (показывает на микрофон): А здесь что?
Александр: Это? Микрофон!
Корр.: Он нужен, чтобы этот приборчик тебя слышал!
Дима (удивленно): А кто слышит? Россия наша?
Александр: Да, вся Россия!

 

2. Сережа

   Пока Дима и Александр общались, мы с психологом Татьяной Павловой знакомились с остальными ребятами.

Т. Павлова: А как вас зовут?
(тонким голоском, чуть протяжно): Меня зовут Сергей!
(два голоса сразу): Меня Женя!
Т. Павлова (удивленно): Вы оба Жени, что ли?
Сережка (поясняет): Вот два Жени!
Т. Павлова (четвертому мальчику): А тебя как зовут?
(чуть хрипловатым голосом): Меня Паша!
Т. Павлова: А тебя?
Девочка: Даша!

   Все пятеро сидят рядышком на большом диване. С первого взгляда понятно, что они очень разные.

Корр.: Давайте по очереди!
Даша (быстро): Не с меня, давайте?
Паша: Давайте с него, потом вот так…(показывает очередность)
Т.Павлова:
А вы что, в одной группе?
Паша: Нет!
Сережа (показывает): Нет, вот эти в одной группе!
Паша: Вот эти в одной, а вот это – дошколенок!

   Дошколенок – Дима, ему только шесть лет. А Сережа, хоть и постарше, одного с ним роста. Очень маленький и хрупкий мальчик. На худеньком бледном личике – огромные темные глаза. Тонкий звонкий голосок. Среди пятерых ребят именно Сережа оказался самым бойким и общительным.

Корр.: Сколько тебе лет?
Сережа: Восемь!
Корр.: То есть, ты сейчас, наверное, в третьем классе?
Сережа: Во втором!
Корр.: А ты что любишь делать после школы?
Сережа: После школы – играть! В игрушки! В футбол, в волейбол!

  Еще Сережка сказал, что любит рисовать, но на просьбу показать свои рисунки предпочел сменить тему…

   Когда мы разговаривали с другими ребятами, он внимательно прислушивался и при первой возможности включался в разговор.

Сережка: И у нас иногда праздники бывают!
Корр.: Вы выступаете?
Сережка: Вот Ваня будет. Женя, Юля и Настя будут!

   Справа и слева от Сережи сидят Жени. Мы рассказали ребятам, что если вдруг окажешься между двух человек с одинаковыми именами, можно загадывать желание. Сережка тут же откликнулся:

Еще люблю загадывать желания!
Корр.: И что же ты загадываешь?
Сережа (просто и откровенно): Хочу домой!

   Он очень ласковый мальчишечка! – говорит о Сережке директор Нина Михайловна. – И у него никого нет! Вообще никого нет! Если вот эти (об остальных детях) – социальные сироты, то у него умерли. (печально) То есть, он по приютам с детства… скитался…

 

3. Паша

   Паша – крепкий, спортивный мальчишка. Ежик темных волос, яркие карие глаза, голос с хрипотцой. Паша тоже часто загадывает желания. Только по-другому.

Паша: Если звезда падает…Только тогда вот!
Корр.: Ну, а если бы упала звезда, что бы ты загадал?
Паша (угрюмо): Домой хочу!

   Паша очень хочет, чтобы его взяли в семью, но сразу предупреждает, что если семья будет плохая, он сбежит и обратится в милицию.
   Паша и его брат – социальные сироты. Раньше у них были и дом, и родители.

 Директор: Эти ребята прошли огонь, воду и медные трубы, потому что родителей не сразу лишили прав. Те напивались и били их нещадно! Били по голове! Очень отец жесткий! Я не знаю, честно говоря, то ли у этого, то ли у старшего вся голова в шрамах! То есть, отец зверски их избивал!

  Сейчас Паше 10 лет. Он учится в четвертом классе. Хорошист, но, как признается, порой бывают и тройки. Любимые предметы – математика и информатика. А по труду всегда твердая пятерка.

Директор: Они сейчас только отогрелись! Очень ласковые ребята оказались! Пашка очень трудолюбивый!

 

   Нина Михайловна решила накормить нас обедом. Паша и Сережка стали помогать накрывать на стол. Паше поручили принести дополнительные стулья. Сережка взялся расставлять тарелки.

(звон столовых приборов)
Директор:
Паш, а ты будешь носить стулья!
Сережа (гордо): Вот, все! Вам место готово!
Корр.: А ты можешь нас посчитать? Сколько нас, сколько тарелок и сколько нужно стульев?
Сережа: Раз и два! Три-четыре! А где еще?
Корр.: Да, и двое вышли!
Сережа: Это пять, это шесть! Шесть тарелок и шесть стульев! Вот, как надо: шесть тарелок и шесть стульев!
Корр.: Молодец!


4. Женя и Женя

  «Огр-ра-низзатор»! – это Сережка прочитал надпись на  бейджике. – По-езд над-дежды! (радостно) Поезд надежды! Вы все – поезд надежды?
(Одновременно с ним Женя мрачно-смущенно): И я тоже умею читать! Но я стесняюсь!
Т. Павлова: Что-то Женьки оба молчат!

  Второклассники Женя и Женя сидят в углу дивана. Один улыбается, второй хмурится. Оба очень смущаются, когда к ним обращаются напрямую. Они предпочитают слушать и лишь изредка вставляют в общий разговор отдельные реплики.
О хмуром Жене нам рассказали Сережка и Даша.

Сережа: Он добрый.
Даша: Спокойный. Трудится, если попросят. Игровую нужно убрать, человека нет – он просится и убирает.
Сережа: Ласковый!

                                                   

Женя очень симпатичный: светлые волосы, голубые глаза, правильные черты лица. Неудивительно, что на такого мальчика обратила внимание американская семья.

Директор: У него есть сестра, ей два с половиной года. Она в доме ребенка в Калининграде. Их оформили на усыновление в американскую семью. Совсем недавно это было. Суд уже состоялся.

  Американцы сразу же забрали Женю с сестрой. А 10 дней спустя, когда решение суда должно было вступить в законную силу, неожиданно вернули детей обратно.

Директор: То есть, усыновление отменили. Они сказали, что переоценили себя, поняли, что это – не их. Женя очень переживает!

 

  Нина Михайловна не понимает, почему Женю вернули.

Директор: Он очень спокойный. Неглупый очень! Московский Фонд «Виктория» проводил Олимпиаду в области среди первоклассников. Женя занял первое место, ездил в санаторий в Туапсе.

  Кстати, второй Женя тоже принимал участие в Олимпиаде. У него есть родственники, одно время они навещали мальчика, и Женя поверил, что скоро его заберут.

Директор: У него то ли бабушка, то ли прабабушка в Эстонии, в Таллине. Но уже около года никто не приезжает. Забирала его одно время женщина из Калининграда. Дальняя какая-то родственница. Он на меня смотрит сейчас…

  Нина Михайловна несколько раз сама отвозила Женю в Калининград в гости. И теперь каждый раз, когда Женя приходит в кабинет директора, он вопросительно смотрит на нее. Нина Михайловна, по ее словам, не знает, куда девать глаза. Ведь Женей больше не интересуются…
  А Женя, говорит его воспитатель, очень ждет.

Воспитательница: А этот конкретно ждал! Спрашивает: «Когда ко мне приедут? Сегодня или завтра?»

 

 

5. Даша

  14-летняя Даша тоже надеется на чудо. На то, что и она вдруг окажется нужной и любимой. На вопрос: «Какое желание ты бы загадала?» – девочка ответила без раздумий.

Даша: Я бы в первую очередь попросила у всех прощения!
Корр.: А потом?
Даша: Попросила бы себе маму и папу!

  Прощения Даша попросила бы у кровной матери. Той, которой она не нужна и которую девочка почти не знает. Но Даше кажется, что она виновата перед мамой за то, что хочет в другую семью.

Даша: Я больше люблю в одиночестве побыть!
Корр.: Читать любишь?
Даша: Да.
Корр.: А гулять?
Даша: Ну, с кем-то!
Корр.: А что не любишь?
Даша: Английский, он мне не дается, потому я немецкий изучала. Я больше войной интересуюсь. Ну, про войну читаю.
Корр.: Про Великую Отечественную?
Даша: Да. Хочется знать, как жили раньше. А еще пишу стихи и рассказы, иногда даже песни.

 Директор: Ласковая она дивчина. Конечно, дефицит внимания. Вот она приходит: «Можно, я чем-нибудь Вам помогу?» – «Даш, ну, давай уберемся!» И в этот момент кто-то меня отвлекает! Я говорю: «Давай ты мне лестницу помоешь?» Потом – раз, я уезжаю по делам! (жалобным голосом) «А я к Вам приходила лестницу помыть!» (с чувством) Ей так хочется, чтобы кто-то ей уделял внимание! А никак!

  На прощание Даша и Паша спросили: правда ли, что после того, как мы рассказываем о детях в эфире, за ними приезжают родители? Да, сказали мы, так часто бывает. «Если так, то когда же приедут за нами?» – спросили дети. К сожалению, ответить на этот вопрос мы не смогли.

 

 

ЧАСТЬ 2
ЗЕЛЕНОГРАДСК

   В Зеленоградск мы поехали вместе с Ниной Васильевной – самостоятельной мамой из Москвы. Еще до отъезда на нашем сайте ей приглянулись две сестрички – двенадцатилетняя Наташа и семилетняя Кристина.

1. Встреча с Наташей


Корр.: Волнуетесь?
Нина Васильевна: Не то слово…
Корр.: Это более серьезная встреча, чем с маленькой.
Медсестра: Наташа! Иди сюда! К тебе гости приехали.
Наташа (удивленно): Ко мне лично?
Медсестра: К тебе лично.
Нина Васильевна (подошедшей Наташе): Здравствуй, Наташенька!
Наташа: Здрасьте!
Нина Васильевна: Это я к тебе в гости приехала. Не ждала?
Наташа: Нет…

   Накануне нашего приезда Наташа простудилась, и встречаться с ней пришлось в больнице.

Нина Васильевна: Ты не знала, что к тебе приедут гости?
Наташа: Нет.
Нина Васильевна: Наташ, меня зовут Нина Васильевна, я приехала из Москвы познакомиться с тобой. С тобой и с твоей сестричкой. Живу, Наташа, я одна. У меня есть кот Тимошка…
Наташа (радостно-удивленно): Да?!
Нина Васильевна: …вот с такими большими глазами! Я хотела бы в честь нашего знакомства подарить тебе подарок. Ну, давай мы с тобой откроем его…
Наташа: Ух ты!
Нина Васильевна: Это вот записная книжечка с замочком…
Наташа: Прикольно!
Нина Васильевна (смеется): Прикольно, да?
Наташа (разглядывает содержимое): Фломастеры… ручки гелевые…
Нина Васильевна: Да, гелевые.
Наташа: Спасибо!
Корр.: Наташа, а расскажи нам про Кристину… Какая она – капризная?
Наташа: Да, капризная.
Корр.: А ты капризная?
Наташа: Нет! (хитро улыбается) Не очень…
Нина Васильевна (вторит с улыбкой): Нет, не очень!
Корр.: А ты любишь сестренку?
Наташа: Да!
Нина Васильевна: Ну, замечательно!
Наташа: Да, когда я в больницу вчера уезжала, она даже плакала.
Нина Васильевна: А во что вы любите с Кристиной играть?
Наташа: Ну, мы с Кристиной по-разному… Она, например, в игры разные… в догонялки, ну, всякое такое…
Нина Васильевна: В подвижные игры, да?
Наташа: Да. Я люблю домашних животных…
Нина Васильевна: Кот Тимошка ждет тебя!
Наташа: …кошек, собак и лошадей!
Нина Васильевна (радостно): И я люблю. Вот то же самое люблю: кошек, собак и лошадей! У нас есть лошади! Дети приходят и учатся ездить на них… Ну, ты представляешь, да?
Наташа: Да.
Корр. (подсказывает): Конноспортивная школа!
Нина Васильевна: По субботам я хожу в бассейн. Как, плавать любим? Или еще не умеем плавать?
Наташа: Нет, я умею плавать, но в бассейне я еще ни разу не была. Я только в аквапарке плавала.
Нина Васильевна: А здесь вы на море не ходите летом купаться?
Наташа: Ходим. Но на море неровная вода, она… волны там. Плавать очень трудно...
Корр.: Наташ, а расскажи, как вы живете в детском доме?
Наташа: У нас пять семей. Первая семья – это самые маленькие. Вторая, третья, четвертая, пятая семья – это уже взрослые дети, с первого класса.
Корр.: А сколько человек у вас в семье?
Наташа: Четырнадцать человек.
Нина Васильевна и корр.: Большая семья!
Корр.: У тебя друзья там есть?
Наташа: Да, подружки, самые лучшие! Это Юля, Аня, Вика и Саша.
Корр. и Нина Васильевна: А у Кристины есть друзья?
Наташа: У Кристины? Есть друзья, да. Но о них надо у нее поспрашивать.
Нина Васильевна: Ты мне очень понравилась… (голос в отдалении прерывает ее: «Так, девочки! Тихий час! Все в кровать!» ) Всё, уже зовут. Ты не возражаешь, если я еще приеду к тебе в гости?
Наташа: Нет.
Нина Васильевна: Договорились?
Наташа: Да.
Нина Васильевна: До свиданья, Наташенька!

(звук шагов в коридоре, потом все садятся в машину)

Корр.: Всё хорошо, едем дальше.
Нина Васильевна: Едем дальше, да.
Водитель: Куда?
Корр.: В детский дом.

  Попрощавшись с Наташей, Нина Васильевна поехала знакомиться с Кристиной.

 

2. Встреча с Кристиной

Воспитатель (Кристине): Иди сюда! (поясняет Нине Васильевне) Стесняется! (Кристине) Иди сюда! Знакомьтесь!
Нина Васильевна: А мы сегодня были в гостях у твоей сестрички. Наташа себя хорошо чувствует, скоро придет. Она уже выздоравливает. Ты скучаешь по сестричке?
(Кристина молча кивает).
Воспитатель:
Ой, она ее очень любит, очень!
Нина Васильевна: Да, и Наташа сказала, что очень любит Кристину.
Воспитатель: Они очень привязаны друг к другу! Если та в больнице, то эта за нее будет делать всё, что положено по семье, потому что не хочет подвести. (Кристине) А покажи вышивку свою, похвастайся!
Нина Васильевна: Да? Ты и вышивать умеешь?
Воспитатель: Ну-ка, давай бегом!
(Кристина бежит за вышивкой).
Воспитатель:
Ой, она умеет вышивать! Она такая молодец! (показывает вышивку Нине Васильевне) Вот, поглядите!

  Кристинка оказалась искусной рукодельницей – вышила ленточками сердечко ровно-ровно. И даже без разметки!

Нина Васильевна: Какая красота!

Корр.: Ух ты!
Воспитатель: Это всё она сама вышивает!
Нина Васильевна (Кристине): Ой, присаживайся скорей! В честь знакомства я тебе подарю куклу!
Кристина (тихо): Спасибо.
Нина Васильевна: Ты как к куклам относишься? Хорошо?
Корр.: Ее надо назвать как-нибудь!
Нина Васильевна (Кристине): Как ты ее назовешь? Какое тебе имя для девочки нравится?
Кристина (тихо): Аня.
Нина Васильевна: Анечка? Ну, вот. Значит, нашу куклу зовут Анечка. Ты животных любишь?
Кристина: Котят.
Нина Васильевна: Котят маленьких, да? Они забавные такие…
Кристина: …и щенят.
Нина Васильевна: И щенков любишь, да? Вы ходите куда-то гулять, или вы только на территории?
Кристина (совсем тихо): Ходим.
Нина Васильевна: А куда вас водят гулять, Кристина?
Кристина: Нас Кристина большая водит в парк и на море.
Нина Васильевна: Вы с Наташей в одной семье живете?
Кристина: Угу, она в шестой комнате.
Нина Васильевна: А, то есть, вы в разных комнатах спите, да?
Кристина: Угу.
Нина Васильевна: Ну, вот Наташенька выздоровеет, и можно я к вам еще раз в гости приду? Да?
(Кристина снова смущается и молча кивает).

 

3. Согласие

  То, что контакт с обеими сестрами состоялся, совершенно очевидно: Кристина, хотя и очень стесняется, явно рада знакомству, а Наташа просто сияла! Поэтому Нина Васильевна не стала медлить с решением: уже на следующее утро она отправилась в органы опеки и подала все необходимые документы. Но Наташе уже больше десяти лет, а значит, для оформления опеки требуется ее согласие. Поэтому вместе с начальником отдела опеки и попечительства Людмилой Беловой мы отправляемся в больницу.

Л. Белова: Наташенька, ты рада, что к тебе гости приехали? Давай поговорим! Меня зовут Людмила Николаевна. Я из органов опеки. Мы хотим, чтобы все наши дети из детского дома нашли бы себе семью и зажили бы счастливо. А как ты? Мечтала о том, что у тебя будет семья?
Наташа: Да.
Л. Белова: Вот Нина Васильевна приехала из столицы. Ты знаешь столицу нашей родины?
Наташа: Москва!
Л. Белова: О, молодец! Вот она оттуда приехала. У нас такой сайт, где есть все наши детки, и она увидела там вас с Кристинкой и сразу выбрала. Говорит: «Эти детки мне так понравились! У них такие глазки, у них такие улыбки! Я очень хочу взять их в свою семью! А как ты думаешь: вам с Кристинкой лучше остаться в детском доме или поехать в Москву?
Наташа: Я думаю – поехать!
Л. Белова: Поехать?
Нина Васильевна (уточняет): Вместе с Кристиной!
Наташа: Да!
Л. Белова: Вместе с Кристиночкой, да? Я очень рада. Есть такой закон, что в 10 лет ты нам должна письменно написать, что ты согласна поехать к Нине Васильевне жить. Напишем сейчас такое заявление?
Наташа: Да!

 Впервые Наташе предстоит принять важное решение, полностью меняющее жизнь самой девочки и ее сестренки.


Л. Белова: Ну, садись! (радостно) А глазки у тебя просто необыкновенные! И мне кажется, что сегодня они у тебя сияют больше, чем когда-либо! Садись, моя хорошая! Пиши! (диктует) Я…даю…согласие…на…проживание…в семье…приемного…родителя…Так, все, ставим точку! Вспоминаем, какое сегодня число! Вот здесь расписываемся! (Наташа скрипит ручкой по бумаге) Умница! Ну что, Нина Васильевна нам написала заявление, и ты написала заявление, и детский дом нам написал заявление. Мы сейчас все эти заявления рассмотрим, будем принимать решение о передаче тебя в семью. Все документы сейчас готовятся. (Нине Васильевне) Когда отъезд?
Нина Васильевна: В субботу мы должны их забрать. А в воскресенье мы уже улетаем.
Наташа (восхищенно): На самолете? Ух ты!
Л. Белова: Ты летала когда-нибудь?
Наташа: Нет!
Л. Белова: То есть, в воскресенье ты уже полетишь! В столицу нашей родины!
Наташа: В это воскресенье?
Л. Белова: Да. Уже в это! Только выздоравливай!
Нина Васильевна: Ну, ты рада, моя хорошая?
Наташа: Да!
Нина Васильевна: Я очень рада, что мы нашли друг друга!


6. Постановление

 На итоговом родительском собрании Василий Иванович Исаев лично вручил Нине Васильевне постановление о назначении ее опекуном Наташи и Кристины.

Г. Москвичев: Добрый вечер! У нас сегодня заключительное родительское собрание. Василий Иванович, прошу вас подвести итоги!
В. Исаев: Я волновался, потому что времени было мало. (Нине Васильевне) Но мы с вами работу давно начали, поэтому когда вы ехали сюда, то уже что-то знали об этих детях. Я надеюсь, что ваше решение идет не только от сердца, что вы все взвесили и обдумали!
Нина Васильевна: Я ехала к этим девочкам. Я их выбрала еще в Москве. Я решила, что возьму только их. Девочки меня приняли очень хорошо. Когда я к ним пришла второй раз, уже весь детский дом знал, что они навсегда уезжают в Москву. То есть, они решили сами. Получила сегодня все документы.
В. Исаев: Ну что же, тогда сердечно поздравляю, Нина Васильевна! От имени органов опеки города Зеленоградска вручаю вам постановление!

(аплодисменты)

 

  

 

На наше родительское собрание по собственной инициативе пришла Марина Эдуардовна Оргеева, заместитель председателя правительства Калининградской области:
Политика по семейному устройству детей, которую мы проводим в области, полностью соответствует тому, что вы делаете! Я надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и после «Поезда надежды», ведь мы всегда рады видеть тех, кто делает счастливыми детей. Такой «поезд» мы примем и вне расписания.
Г. Москвичев: Спасибо!

 

 

 

7. Бабушка

(Шаги по лестнице, стук в дверь, все здороваются)


 Нина Васильевна не могла увезти Наташу с Кристиной, не поговорив с их бабушкой. Много лет она сама растила девочек, пока не слегла. В гости к бабушке с Ниной Васильевной отправилась и Людмила Эдуардовна, директор детского дома.

Бабушка: Когда Наташа звонила мне последний раз, она была такая радостная: «Бабуленька, мы поедем в Москву!» (голос срывается) А у меня сразу все из головы: ну как так? Не думала-не гадала, и вдруг детей забирают!
Директор (ласково): Мы плакать не будем!
Бабушка (плачет): Вы извините, но я такая… ну, как сказать…
Нина Васильевна (подсказывает): Эмоциональная!
Директор: Майя Васильевна всегда беспокоилась о девочках. А мамочка – вот пусть слезы льет! Но она быстро забудет.
Бабушка (сокрушенно): Одна-единственная из всего рода! Видно, где-то я упустила. Где-то не уследила. Что ж, сама виновата. Постоянно работала. А уже когда девочки родились… одну и вторую с пеленок растила!
Нина Васильевна: Они вас очень любят!
Директор: Очень любят.
Нина Васильевна: Они мне столько про вас рассказали: бабушка, бабушка!
Бабушка (снова заливается слезами): Только они не любят, когда я плачу…
Нина Васильевна (ласково): Конечно, не надо плакать, ну, не надо плакать! У них же тоже сердечки дрожат в это время! Не плачьте, Майя Васильевна!
Бабушка: У меня вот слезы прямо рядышком! Мне только единственное… (Нине Васильевне) только чтобы не обижать и чтобы назад не отсылать! Конечно, мне очень хочется, чтобы у них была хорошая семья, чтобы они были в семье. Очень хочу! (плачет) У меня вообще за них душа болит! Это все, что у меня в жизни есть. Я их так люблю, так люблю…

 


ЧАСТЬ 3
ЧЕРНЯХОВСК

1. Лена

  В этом детском доме, как и в остальных, артисты, приехавшие с «Поездом надежды», устроили большой праздник. Но все-таки концерт в Черняховске был необычным: взрослых профессионалов на сцене сменяли маленькие артисты.

(звучит песня)

   Это поет Лена, мы рассказали о ней в августе. И сразу пошли звонки: многим радиослушателям очень понравилась эта 12-летняя девочка. А одна московская семья, чтобы встретиться с Леной, даже села в наш «Поезд надежды». Супруги Петр и Наталья познакомились с девочкой как раз на этом концерте. И сразу поняли: «Наша дочка!».

Петр: Девочка спокойная, умненькая. Хорошо занимается. У них в группе есть альбом достижений всех ребят. Так половина этого альбома состоит из ее грамот!..

 В тот вечер, на родительском собрании Петр и Наталья, не скрывая гордости, рассказывали о «своей» Лене.

 

Петр (продолжает): Показала нам почти весь детдом, (с усмешкой) включая малышей, которых она очень любит. Показала нам и библиотеку, и кабинет домоводства, и спортзал... В общем, везде нас протащила. Мы очень хорошо пообщались.
Наталья (перебивает): Дай добавлю! Играла на пианино и (гордо) пела на литовском языке! (Петр смеется) Вместе с преподавательницей Еленой Валентиновной! (Петр довольно хохочет) Просто второй концерт! (тоже смеется)
Петр: А вообще мы хотим ее забрать! Если возможно…
И. Зотова (перебивает, уточняя): Вы хотите подписать согласие?
Петр (не дослушав): Да! (откашливается, потом с волнением повторяет) Да! Да…
Наталья (вслед за мужем): Да! Я дополню. Пока Петр общался с опекой, я разговаривала с Леной. Естественно, я ей рассказала о нашей семье. В подробностях…
Петр (вторит): Да, про нашу семью…
Наталья (продолжает): Показала ей фотографии. Мы очень подробно поговорили, потом я ее, естественно, спросила… Она говорит: «Я очень хочу уехать с вами!»

 На следующий день нам удалось поговорить и с Леной.

Корр.: Ну что, Лен, рада? Довольна?
Лена (радостно): Да, очень!..
Корр.: А ты как, вообще, рассчитывала, надеялась, что приедут к тебе?
Лена: Да! Очень! Но потом, когда мне воспитательница сказала «под вопросом», у меня сразу настроение упало! (с усмешкой) И все-таки – приехали... Они говорят: просто очень далеко сюда ехать. Время надо!

 


2. Владик

  На том же концерте встретились со своим будущим сыном, 8-летним Владиком, и супруги из Карелии – Инна и Александр. Но сначала они побывали в кабинете директора детского дома, чтобы узнать о мальчике как можно больше.

Директор (спрашивает специалистов): Что вы мне можете сказать про…
Психолог: Владика?
Директор: Владика, Владика… Мама ходит? Часто, нет?
Психолог: Мама ходит!.. В пьяном состоянии.
Директор: Ясно. А как сам мальчик?
Психолог (понизив голос): Его очень сильно били… Боже! Как его били…
Соцпедагог (перебивает): Он у нас хороший мальчик…
Психолог (подхватывает): Он хороший мальчик!..
Соцпедагог (продолжает): Спокойный…
Психолог: Он никогда не улыбается! Это нас сразу насторожило.
Соцпедагог (перебивает): Он недавно у нас, еще не раскрепостился…
Психолог: Ну, может быть, и так!.. Способности у него нормальные. То есть, это просто соцпедзапущенность. А так он соображает! Если его «отогреть», то что-нибудь и получится...
Очень симпатичный, кареглазый.
Директор: Да, мне он тоже нравится…
Психолог (продолжает): Очень спортивный! Такой маленький, а в кольцо баскетбольное… Фору даст девятикласснику! Очень подвижный. Видимо, на улице бегал всегда…
Соцпедагог (продолжает): В семью хочет. Я с ним летом разговаривала…
Директор (удивленно): Несмотря на то, что мать к нему ходит, он хочет в семью, да?
Соцпедагог: Он хочет в семью!

  Вечером Инна и Александр делились впечатлениями с организаторами поездки.

 

 

Инна: Мы мальчика видели на празднике. Праздник нам очень понравился. Очень хорошо работали клоуны. Поразило то, насколько на контакт с этими клоунами шли совсем взрослые дети, которые, казалось бы, должны быть сами по себе… Клоунов попросили позвать Владика в игру. Они разыгрывали сказку «Репка», он принял участие – был Жучкой, хорошо гавкал. А пообщаться нам удалось всего 15 минут. Но на контакт он пошел быстро.
И. Зотова: Так, Александр, а у вас-то какие мысли?
Александр: Позитивные! Нашли общий язык!
И. Зотова: Мальчишка понравился? Хотелось бы продолжить общение?
Александр: По идее – надо…

 

   На следующий день Александр и Инна снова поехали в Черняховск. На этот раз они общались с мальчиком гораздо дольше.

Инна: Хорошо сегодня спал ночью?
Владик: Да…
Александр: И что снилось тебе, крейсер «Аврора»?
Инна: Во сколько у вас подъем, Влад?
Владик: У нас?
Инна: Да. Когда надо в школу идти, вы утром во сколько встаете?
Владик: В 7 часов.
Инна: А уроки когда начинаются? В 8.30 или в 9?
Владик: Уроки? Они… с полвосьмого.
Инна: Ну, привет! В полвосьмого, наверное, еще…
Владик: А-а, нет, не в полвосьмого!
Инна: В полдевятого?
Владик: Нет, не в полдевятого. Где-то…
Инна (шутливо): В час!
Владик (после паузы): Нет… (хохочет вместе со всеми) Где-то так, к восьми…
Корр. (Владику): А как ты понимаешь, когда в школу-то идти? Не то в восемь, не то в полдевятого, не то в девять…
Владик: Я? Это нам говорит Ирина Григорьевна, воспитатель…
Корр.: Владик, скажи, пожалуйста… А как ты понял, что к тебе приехали гости?
Владик: Мне Лена сказала. И я обрадовался очень сильно…
Корр.: Что именно к тебе, да?
Владик: Да.
Корр.: Они сразу тебе понравились? Или ты присматривался?..
Владик: Я на них смотрел, и они мне понравились.
Корр.: А когда они спросили: «Ты с нами поедешь?» – ты долго думал?
Владик: Я? Нет, недолго… Я согласился…
Корр.: А как другие ребята отнеслись? Ты им сразу сказал?
Владик: Я? Да.
Корр.: И как они отнеслись?
Владик: Они сказали: «Ну, хорошую приемную семью выбрал»…

 


3. Саша и Карина

(звучат голоса артистов, смех детей)

   Артисты, приехавшие в Черняховск с «Поездом надежды», дали в тот день два представления – для старших ребят и для дошкольников. Супруги Олег и Екатерина из Москвы побывали на обоих. Потому что в этом детском доме они нашли сразу двух дочек – 8-летнюю Сашу и ее 3-летнюю сестренку Карину.

Екатерина: Сначала привели старшую девочку, ее Саша зовут. Она согласилась с нами пообщаться…

 О первой встрече с обеими сестричками Екатерина и Олег тоже рассказывали на родительском собрании.

Екатерина: Сначала мы познакомились только со старшей, потому что у младшей в это время еще был тихий час. Потом привели и младшую. В итоге мы пообщались с обеими девочками.
И. Зотова: Как прошла первая встреча? Общались дети с вами?
Екатерина: Да-да-да, общались обе. Старшая рассказывала много о себе, даже про бабушку упомянула: что она - последний опекун, который был у нее…
И. Зотова: С каким ощущением вы простились с девочками?
Екатерина: С самыми замечательными! Все очень хорошо. В момент расставания я спросила Сашу: «Ты хочешь, чтобы мы к тебе еще приехали?» Она сказала: «Да!» – а потом: «Я буду ждать!»
И. Зотова: Вы планируете завтра вернуться?
Олег и Екатерина (хором, поспешно): Да-да-да!
И. Зотова (уточняет): К этим детям?
Олег и Екатерина: Да!
И. Зотова: То есть, вы останавливаете поиск и будете продолжать общение с этими детьми?
Олег и Екатерина: Да!
И. Зотова: Так, мне особо интересно услышать мнение папы!
Олег: Ну-у-у…
И. Зотова: …потенциального!
Олег: Первое впечатление было ошеломляющим. Я ведь впервые в такой ситуации оказался. Мне старшая девочка очень понравилась. Понравилась тем, что она уже совершенно развитый ребенок, несмотря на то, что находится в таком учреждении. Может быть, это связано с тем, что у нее был опекун. Бабушка, видимо, с ней занималась. У нее такие интересы разносторонние! Она сейчас спортивные секции посещает. Я считаю, что нужно продолжить общение. Завтра хотел бы вернуться!
И. Зотова: Хорошо.

 

 

  Забегая вперед, скажем, что Екатерина и Олег подписали согласие на девочек, как, впрочем, и все остальные «пассажиры» «Поезда надежды». Но уехали они из Калининграда «бездетными» – не успели оформить все документы. За дочками москвичи вернулись в начале ноября – когда у Саши начались осенние каникулы.

 

 

4. Миша

  Только из детского дома в Черняховске «Поезд надежды» увез четверых детей. Наверное, это немало, но… сколько ребят там еще осталось! Больших и маленьких, веселых и грустных…
   Как рассказала директор детского дома Надежда Тоняева, многие из этих детей ждали наш «поезд», очень надеялись, что он привезет родителей и для них… В том числе –10-летний Миша, которого недавно вернули из патронатной семьи.     Впрочем, у мальчика – своя версия.

Миша: Я на патронате был. Мне там не понравилось, и я ушел, сам. Просто сел на автобус и уехал…
Корр. (сочувственно): Да?
Миша: А сестра там осталась.
Корр.: А что тебе там не понравилось?
Миша: Там… обижают…
Корр.: Ну, как обижают? Бьют, что ли?
Миша (протяжно): Да-а…
Корр.: Да ладно!
Миша (более уверенным тоном): Да! Не знаю, как моя сестра там, но я не вытер… пел (голос затихает и обрывается)
Корр.:
Она младше тебя?
Миша: Не-а! Старше!
Корр.: А ей сколько?
Миша: Уже 14 скоро будет!
Корр.: А ты там долго был, что ли?
Миша: Нет, где-то полгода с лишним.
Корр.: Полгода – это немало! Ты сам-то как думаешь…вот, говоришь, тебя обижали. А ты сам-то себя хорошо вел?
Миша: Хорошо. Ну, бывало, я убегал!
Корр.: Убегал?
Миша: Да.
Корр.: Просто сел на автобус и уехал оттуда?
Миша: Да. Но тогда деньги дали! (раскачивается на стуле, стул скрипит) Уехал в Черняховск, маму нашел. Потом от мамы к бабушке. От бабушки – в опеку. От опеки – в больницу. Вот!
Корр.: Да-а, долгий путь у тебя был!
Миша: В больнице мне понравилось.
Корр. (удивленно): Понравилось? А что там хорошего?
Миша: Там? Кормили хорошо. Полдник. Соки были, и пряники!
Корр.: А здесь плохо кормят, что ли?
Миша: Тут тоже хорошо.
Корр.: Это там, в патронатной семье, тебя плохо кормили?
Миша: Да! (тихо) Там вообще плохо!
Корр.: А если придут другие родители? Пойдешь к ним в семью?
Миша: Да. Я хочу увидеть свою сестру. Вырасту – поеду туда. Найду сестру. Буду с ней жить.
Корр.: Скучаешь по ней, да?
Миша: Да! Маму найду, если будет жива... Бабушку – не знаю. (Тихо, после паузы) И тетю я потерял недавно.
Корр. (сочувственно): Ты один остался, получается?
Миша: Ну, у меня сестра Таня была. Она в Калининграде. У меня много сестер было. Я хочу как у них – семью хорошую. Если меня возьмут другие родители, попрошу их в Новогурьевск съездить. Съезжу к сестре...

 

5. Ваня


   Остался в детском доме и лучший друг Владика – Ваня. В день расставания Ваня не отходил от товарища, всячески стараясь быть ему полезным. Правда, перед отъездом друзья чуть не поссорились.

(Инна фотографирует Владика. Ваня стоит рядом и советует, как сделать хорошую фотографию)

Ваня (Владику): А попробуй за компьютером, Влад. Сядь за компьютер.
Воспитательница: А компьютер-то не работает…
Ваня (быстро): Ирина Григорьевна, а у нас уже сделали компьютер!
Воспитательница: Сделали компьютер?
Ваня: Да!
Воспитательница: Тогда можно включать и играть!
Инна (Владику): Ты хочешь, чтобы тебя сфотографировали за компьютером? Ну, давай!
Воспитательница:
Он недавно пришел, поэтому пока только осваивает азы, но играть уже умеет.
(сигнал включения компьютера)
Инна (Ване): Ты его учишь, да?
Ваня: Он сам уже все умеет!
(сигнал выключения)
Ваня (сердито, Владу): Зачем ты выключил? Теперь все заново!
Инна (подавляет смешок): Все заново. Ну, бывает…
Александр: Выскочил из розетки, ничего страшного!
Ваня (возмущенно): Не сломай!
Воспитательница (примирительно): Ваня-Ваня-Ваня!
Ваня: Ты так сломаешь!
Инна: Все, Ваня, никто ничего не сломает! Смотри, все работает!
Александр (примирительно): Ребята, ребята… Давайте жить дружно!
Инна: Все работает!
Александр: Все хорошо! Все функционирует…
Инна: Вань, ты лучше скажи, что за дерево за тобой такое интересное?
Ваня (пожимает плечами): Цветок!
Инна: Какой же это цветок, если там цветов нет? Это дерево какое-то!
Ваня: Не знаю.
(сигнал выключения компьютера)
Инна: Зачем вы выключаете-то опять?
Ваня: Просто!
Инна: Здрасьте! А как мы его будем у компьютера фотографировать?
Ваня: Вот просто сбоку, и все! (т.е. будет не видно, что монитор выключен)
Инна: Ну, специалисты!
Александр: Да, тут не забалуешь!

   Пока мальчишки разбирались с компьютером, мы попросили Лену рассказать о Ване подробнее.

Корр: По характеру Ваня какой?
Лена: Ну… по характеру он… как сказать? Он добрый очень… Любознательный. Красивый, можно сказать! (смущенно смеется) Ну-у-у…(запинается)
Корр.:
Он умеет дружить?
Лена (с воодушевлением): Очень! (поясняет) Умеет! Это у него очень хорошо получается.
Корр.: А давно он в вашем детском доме?
Лена: Нет, он недавно поступил…
Корр.: А откуда?
Лена: Из своей семьи.
Корр.: То есть, он скучает по ним?
Лена: Да.
Корр.: А что он любит делать?
Лена (задумчиво): Ну-у-у…
Корр. (подсказывает): В компьютер играть он любит!
Лена (расплывается в улыбке): Ой, очень любит играть в компьютер! Любит в PSP играть, где сто игр. Телевизор смотреть. Ну…побеситься немножко! (смеется)
Корр.: А как он учится?
Лена: Учится? Ну, как сказать? И не хорошо, и не плохо… Но – старается.



6. Аня


   Рассказала Лена и о своих планах.

Корр.: А как ты себе представляешь: что будет, когда вы приедете домой?
Лена (счастливо вздыхает): Ой… не знаю! Мне, наверное, вначале все покажут. Потом, может, пойдем покупать новые вещи! (счастливо смеется)
Корр. (весело): Сразу новые вещи? Самое главное, да?
(Лена смеется)
Корр.: А после того, как все купите, что будет самым главным?
Лена: Самым главным? Наверное, мы будем беседовать о том, что будет дальше. О школе. Когда в школу пойдем.
Корр.: Не боишься?
Лена: Немного.
Корр.: Теперь у тебя будет старший брат!
Лена: Да. Ему 23 года, мне сказали.
Корр.: А как его зовут, ты знаешь?
Лена: Ой, нет! Не знаю! (смущенно) Я забыла, видно.
Корр.: Ну, ты спроси тогда!
Лена: Спрошу обязательно! Как же не знать?!
Корр.: Сейчас ощущения какие?
Лена: Ой, пока даже не знаю, что сказать… Радостно от того, что еду. Но немного грустно от того, что некоторые плачут. Прощаться не хотят! (у Лены на плече всхлипывает подружка) Аня, не плачь! (поясняет) Это моя лучшая подруга, она мне как сестра. Мы очень дружим! (Аня начинает плакать в голос) Аня, ну все!..

(Фоном – гул в вестибюле, директор что-то говорит)

   Расставаться всегда тяжело, а если прощаться приходится с ребятами, которые остаются в детском доме, – особенно! Вот почему проводы в Черняховске получились такими грустными…

Директор: Настал день…Радостный, потому что наши дети уезжают жить в семью, и грустный…Вот я смотрю: Анечка плачет! (девочке) Аня, я думаю, что это должны быть слезы радости за наших детей. Я тоже могу сейчас расплакаться, я к Леночке очень привыкла, и к Владику мы привыкли. Мы их очень любим, но надо радоваться, что отныне они будут в семье, потому что неправильно, когда дети живут в детском доме. Все должны иметь родителей. Что мы пожелаем, дети?
Голоса детей и воспитателей (вразнобой): Удачи! Счастья! Не возвращаться назад!
Директор: Наверное, это самое главное.
Детские голоса: Возвращаться…
Директор (подхватывает): Возвращаться к нам в гости! Приехать к нам в гости, да, Саш? Переписываться с нами! Ну, что мы еще им пожелаем? (пауза) Ну, наверное, счастья, любви в семье, да? (оглядывает ребят) И найти нам всем родителей! Хотим? Ждем? Люди просто, может, не знают… Не «может», а так оно и есть: не знают, что где-то есть и Олег, и Максимка, и Ванечка…Такие есть прекрасные детки, которые тоже хотят жить в семье, правда?

 

 

 

 

7. Алена

 

(Звучит песня «Помолимся за родителей» в исполнении Алены)

  В детском доме о родителях мечтают не только малыши.

Корр: А сколько лет девочке, которая сейчас пела?
Директор: Она в 11-м классе…
И. Зотова: А, выпускница уже!
Директор: Да, выпускница! У нее еще брат здесь был.

Воспитатель: Очень давно… 
Директор:
В то время мама Аленку в коляске привозила. Да, это было очень давно. Если ей сейчас сколько, 18?
Воспитатель: Ей еще нет 18-ти!
Директор: Ей 17!
Воспитатель: То есть, это было лет 16-17 назад!
Директор: А сейчас Аленка говорит мне: «Эх, я уже слишком взрослая…» Я ее утешаю: «Ничего, у тебя есть мы!» Она не всегда поет эту песню. Удивительно, что она спела ее сегодня. Я, когда слушаю, всегда плачу. Мы все плачем почему-то! (голос срывается) Ей не хочется, чтобы ее жалели лишний раз, потому что…
И. Зотова: Очень хорошая девочка!
Диретор (с чувством): Очень хорошая! Очень! (севшим голосом) Они у нас все хорошие, правда?
И. Зотова: Все хорошие!


ЭПИЛОГ

(Звучит орган)

   В кафедральном соборе Калининграда находится орган, известный даже в Европе. Экскурсию сюда, на остров Канта, чтобы послушать концерт классической музыки, нам организовал Василий Иванович Исаев и его сотрудники из областного Департамента правовой и социальной защиты детства. Благодаря их гостеприимству, мы побывали и на Куршской косе, увидели белоснежные дюны, погуляли в «танцующем» лесу. А еще – посетили музей мирового океана и музей янтаря …

  (Аэропорт. Сильный шум. Голос диспетчера).

С. Шишко: На память о Калининграде!
Инна: Ничего себе! (сыну) Владька, смотри!
С. Шишко: Вот у нас еще один получатель!
Инна: О, как красиво!

  Когда на следующее утро мы приехали в аэропорт, там нас уже ждали Василий Исаев и его заместитель Светлана Шишко. «Я не мог не прийти!» – сказал Василий Иванович. И подарил всем детям, которые в тот день улетали домой, красивых янтарных ежиков.

 

В. Исаев (Владику): Улыбнись! Посмотри, какой красивый ежик! Есть такая история. На Куршской косе несколько лет была засуха. А ежик ходил по косе и собирал все семена, которые мог найти. Когда все-все-все высохло, он покатился с горки, и семечки с его иголок рассыпались по земле. Из них выросли новые деревья. А еще выросла большая яблоня, и ее яблок было достаточно, чтобы ежику прокормиться!



   Улетали мы из Калининграда в хорошем настроении. Еще бы! Все пять семей, поехавшие с нами, подписали согласие. В результате этой поездки у шестерых калининградских детей появилась семья. И четверо ребят отправились домой сразу же, вместе с нами… Но. Одно обстоятельство все же омрачало нашу радость: почти 1300 детей остались в детских учреждениях Калининградской области. Продолжая ждать и надеяться…

В. Исаев: Дети, за которыми приехали родители, счастливы! Но когда наступит вечер и вся лягут спать, обязательно кто-то придет к директору и спросит: «А когда и за мной приедут?» Так постоянно…

 

 

    Продолжение следует…

 

  Даже двух выпусков программы не хватило, чтобы рассказать обо всем, что происходило в Калининграде во время пребывания там «Поезда надежды». «За кадром», к сожалению, осталось немало событий: семинар для сотрудников детских учреждений и работников органов опеки области, который провели наши эксперты – Галина Красницкая и психолог Татьяна Павлова. А еще – знакомство с местными волонтерами, и очень трогательная встреча с жительницей Калининграда Еленой, которая три с половиной года назад ездила с «Поездом надежды» в город Псков за крохой дочкой. И какая красавица теперь подрастает в Калининграде!..
   Не рассказали мы и о том, что во многих детских учреждениях области наш фотограф Мария Митрофанова провела фотосессии. В результате в региональной и федеральной базах данных будут обновлены фотографии более 150 ребятишек.

 

ФОТОРЕПОРТАЖ МАРИИ МИТРОФАНОВОЙ

***

 

Благодарим наших соратников, которые помогли нам организовать эту поездку:

 - Благотворительный фонд социальной помощи детям "Расправь крылья!";
 - компанию "Аэрофлот";
 

и друзей:



 - специалиста по семейному устройству детей Галину Красницкую;
 - врача-педиатра Жанну Смирнову;
 - психолога Татьяну Павлову;
 - приемную маму  Элину Борисову;
 - артистов Армена Давидянца и Татьяну Панкратову;
 - фотографа Марию Митрофанову;
 - ООО "Аэроэкспресс";
 - ООО «Лабиринт-пресс».

 

 Особая благодарность - за профессиональную работу, чуткость и радушный прием: 

 -  заместителю председателя правительства Калининградской области М.Э.Оргеевой;  
 - заместителю министра образования Калининградской области М.И.Короткевич;
 - начальнику Департамента социальной и правовой защиты детства Министерства образования Калининградской области В.И. Исаеву;
 - заместителю начальника Департамента С.Г. Шишко;
 - сотрудникам Департамента: А.И. Фещаку, И.В. Балашовой, О.Ю. Люстер, Ж.С. Кузнецовой, Т.А. Канаевой, О.В. Арютовой.

 

Благодарим семьи, которые доверили нам самое главное событие в своей жизни!!!

 ПЛАКАТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

***


 Фотографии наших новых подопечных постепенно будут появляться и на страницах журнала «Мама, это я!», который является нашим информационным партнером.  В этом журнале родители найдут немало полезного: о развитии малышей, об их здоровье, обо всем, без чего невозможно обойтись в благом деле воспитания.

 

 

 

 

 


Rambler's Top100
 

© "Радио России". Социальный проект "Детский вопрос" существует с 2004 года. Использование материалов сайта без разрешения редакции запрещено. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2006-2007. Адрес электронной почты редакции: deti@radiorus.ru